Потомки великого завоевателя
В 2015 году наш народ отметил 550-летие образования Казахского ханства, положив конец разговорам об отсутствии государственности казахов до 1991 года и разным мнениям относительно даты его возникновения.
Но до сих пор остается открытым вопрос: почему Керей и Жанибек решили столицу Казахского ханства основать именно в долине реки Шу? И почему тогдашний правитель Моголстана Есенбуга, потомок Шагатай-хана, предоставил значительную часть своего государства «вольным людям», или «скитальцам», как тогда называли казахов, подданных султанов Керея и Жанибека, которые являются потомками Жошы-хана.
Ответы на эти вопросы, как представляется, следует искать в истории Великой империи Шынгыз-хана, который, по данным автора известной средневековой книги «Жамиг ат-тауарих» Рашид ад-Дина, еще при жизни все завоеванные страны и территории поделил между своими сыновьями: Жошы, Шагатаем, Угетаем и Толе.
В 1269 году решением Таласского курултая, который проводился по инициативе Кайду-хана, внука Угетай-кагана, образовались три самостоятельных от Кубылай-кагана государства: Улус Жошы (Улык улус), Улус Кайду-хана и Улус Шагатая. Поэтому именно 1269-й является эпохальным, знаменательным годом вышеназванных государств. В начале XIV века в юго-восточной части последних двух улусов появилось государство Моголстан (по Дулати – «государство дулатов»). А на западе Улуса Шагатая в 1370 году возникло государство, основанное Амиром Темиром, который является близким и кровным родственником Шынгыз-хана.
Об этом в вышеназванной книге Мухаммеда Хайдара Дулати сказано: «Кашгарский велаят был завоеван Шынгыз-ханом. После завоевания Ирана, Турана и всего мира он (Шынгыз-хан) успокоился, вернулся на родные земли и разделил все захваченные земли на четверых сыновей. Хазар и еще Кыпшакские земли полностью, территорию, граничащую с одной стороны с Румом и океаном, а с другой стороны – Мавераннахром и Моголстаном, отдал старшему сыну Жошы-хану. Моголстан полностью, Каракитай, Туркестан и Мавераннахр были переданы Шагатай-хану. Китай полностью передал Толе. Свои земли (атамекен) – основную орду Каракорым – и калмаков передал Угетаю. Войско и амиров он разделил точно так же. Племя дулат выпало на долю Шагатай-хана. Он отдал дулатам Манглай-Субе («южную сторону» улуса).
О Манглай- Субе в «Тарих-и Рашиди» приведены еще такие сведения: «Когда Шагатай-хан разделил свои владения, деду амира Болатшы по имени Ортебура отдал Манглай-Субе… К востоку от него были Кусан и Тарбугур, а к западу – Шаш (Ташкент), Газ и Жакышман (Жаксыман), являющийся крайней частью Ферганского велаята. Северная сторона граничит с Иссык-Кулем, юг – с Турфаном и Сары Уйгуром. Манглай-Субе правил амир Болатшы. В то время в этих краях было несколько больших городов. Самые большие – Кашгар, Хотан, Жаркент, Касан, Ахсикент, Андижан, Аксу, Ат Басы, Кусан. Амир Болатшы жил в Аксу».
В центре находятся Кашгар и Хотан. Первым владевший этим краем среди дулатов был амир Байдаган. От него, на протяжении нескольких веков передаваясь от отца к сыну, эти земли дошли до мырзы Абу Бакира, который правил Кашгарским велаятом 48 лет (отметим также, что Байдаган – дед Мухаммеда Хайдара Дулати).
Выдающийся внук Угетай-кагана
К роду Шынгыз-хана принадлежат и выдающиеся полководцы Куийк-каган, Бату-хан, Монке-каган, Кубылай-каган, Хулагу-хан и их потомки. Среди них особо выделялся Кайду-хан, внук Угетай-кагана.
По словам Рашид ад-дина, Кайду-хан и другие потомки Шынгыз-хана, вступившие с ним в союз, придерживались кочевого образа жизни. А потомки Шынгыз-хана, входившие во вторую группу во главе с Монке-каганом, сыном Толе-хана, выбрали оседлый и городской образ жизни. В этой связи Кайду-хан поднял мятеж и более тридцати лет сражался против Кубылай-кагана и его потомков, Абака-хана и его рода. Он сумел завести дружбу с родом Жошы, привлечь на свою сторону родного брата Кубылай-кагана – Арыкбуку, праправнука Шагатай-хана – Барака и других шынгызидов. С их помощью он пытался возвести Арыкбуку на престол, захватил некоторые аймаки. Хану Кайду принадлежал Кари-Сайрам, древний и большой город, относящийся к Улусу Кунши (у стен этого города имелось 40 ворот, и чтобы пересечь его, понадобился бы день пути).
В «Жамиг ат-тауарих» Рашид ад-Дина говорится: «В 701 г. х. Кайду в союзе с Дуа, сыном Барака, в местности Куба так дал сражение войску Тимур-кагана и был разбит. В том сражении оба были ранены, а Кайду вскоре умер…
Уже четыре года, как Кайду и Камала сразились в местности Таклаку, вблизи которой протекает река Чапка. Сперва они сразились в местности Куба тау и условились дать бой поблизости от горы Каралту. Буку Масар прибыл туда на третий месяц, в середине осени, а войска кагана настигли Кайду на второй месяц. Дуа же опять отстал. Они сразились с Кайду и разбили его. На второй день они сошлись с ним и сражались в пределах Каралту. Кайду внезапно заболел и повернул с войском назад. Спустя месяц он умер в местности Тайкан науыр.
За десять дней его привезли в ставку. Возраст его был от 50 до 60 лет. Говорят, что его борода состояла из девяти отдельных седеющих клоков и что он был среднего роста и строен, не употреблял вина, кумыса и соли. Его останки и некоторых царевичей, которые скончались до него, находятся в очень высоких горах Синкурлык, что между реками Или и Шу.
Шу – аймак, в котором много селений. Он имеет два больших селения – Тарсакинт и Карналык, и оттуда до Самарканда будто бы две недели пути. Там живет Кутулын, дочь Кайду… Живет она там скромно и охраняет заповедное место погребения отца».
Из приведенных текстов следует, что сражения Кайду-хана и Дуа с войском Темир-кагана и Камалы, внуков Кубылай-кагана, происходили на юге Алтайских гор, предположительно, на северо-востоке Балхаша, недалеко от нынешнего озера Алаколь (возможно, раненого Кайду-хана привезли туда на лечение. В XVI веке озеро, вероятно, называлось Тайкан науыр). Расстояние от озера до долины реки Шу – 600–700 км, то есть около десяти дней на коне. Там, судя по тексту, находилась ставка Кайду-хана. От долины реки Шу до Самарканда – около 900 км (примерно две недели пути на коне).
Похоронили Кайду-хана по обычаю его предков в высоких горах Синкурлык (от тюркского слова «Сұнқарлық» (Соколиный), сейчас эта гора называется Сункар) на нынешней территории Шуского района Жамбылской области Казахстана. Там были похоронены и другие царевичи, которые скончались до него. Гора Сункар (1 052 м) возвышается на северном склоне массива Хантау Шу-Илийского хребта. Название Хантау, по моему мнению, также свидетельствует о нахождении в той местности ставки хана (ханов).
Таким образом, Кайду-хан – один из выдающихся потомков Шынгыз-хана, который стоял у истоков создания вышеперечисленных улусов, игравших на протяжении шести столетий определяющую роль в судьбе целого ряда евразийских государств, включая Казахское ханство, нашел вечный покой на высокой горе Сункар у долины реки Шу в нынешней Жамбылской области Казахстана. С тех пор он с той высоты продолжает зорко охранять святую землю своих предков.
Жайсан – сакральная земля
Следует отметить, что в указанной местности расположено знаменитое урочище, настоящий музей под открытым небом – святилище Жайсан, где имеются 68 памятников археологии и 18 памятников истории.
Так, к эпохе бронзы относятся три памятника археологии, а также пять участков наскальных изображений со сценами охоты и солярными знаками. 35 каменных изваяний датируются V–VIII веками. Каменные изваяния – мужские и женские – установлены на курганах с сосудами в руках на уровне живота. Найденные здесь орудия труда говорят о разработке медно-рудных месторождений. Курганы и могильники, культово-мемориальные комплексы, образцы наскального искусства, родовые тамги родов и племен – все это однозначно свидетельствует о том, что долина реки Шу на протяжении тысячелетий являлась особым центром притяжения для людей.
Эта земля в древние времена также называлась Могулстаном (Мугулстаном), была ата журтом мугулских племен (о чем написано в «Жамиг ат-тауарих»). Существует легенда, что там родился и был похоронен Аттила, тело которого после смерти на Дунае было перевезено тайно на его родовое кладбище в долине реки Шу.
По данным Мухаммеда Дулати, правитель Моголстана Есенбуга был прямым потомком Дуа – союзника Кайду-хана в борьбе с Кубылай-каганом и его потомками. А Кайду-хан, как мы уже говорили, завел дружбу с родом Жошы. Этими обстоятельствами, по моему мнению, объясняется то, что правитель Моголстана Есенбуга проявил к Керею и Жанибеку – потомкам Жошы – большое уважение и выделил им земли в долине реки Шу, где ранее находилась ставка Кайду-хана.
Именно поэтому данное сакральное место выбрали молодые султаны Жанибек и Керей для поднятия флага Казахского ханства, нового национального государства, народ которого называл себя этнонимом «казах».
…В 2025 году исполняется 560 лет с момента образования Казахского ханства. Предлагаю отметить указанную дату на том месте, где впервые было образовано казахское государство, а также провести исследования места захоронения Кайду-хана и других царевичей, построить там мемориальный комплекс и необходимую инфраструктуру для развития туризма.