Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых

В 2022 году группа ученых Алматинского филиала Международного института центральноазиатских исследований под руководством Н. Б. Баймуханова опубликовала результаты археологических разведок на территории Зайсанского и Курчумского районов Восточно-Казахстанской области под названием «Истоки тюркской государственности: новые архео­логические открытия в Восточном Казахстане».

К сожалению, эти материалы остались вне внимания научных кругов и общественности, так как институт находится в Самарканде, а его филиал в Алматы открыт недавно и еще не аккредитован. Сегодня мы расскажем о них.

В 2020–2021 годах ученые вышеназванного института в ходе проведения археологической разведки в местности Акарал, Акжар, Сарыжыра, Касильбекбас в Зайсанском районе и Бошукту-хан в Курчумском районе ВКО обнаружили ранее не известные развалины городищ, поселений, дворцово-культовых сооружений, обширной ирригационной системы, фортификации, рукотворных судоходных каналов, свидетельствующие о существовании на данной территории нескольких высокоразвитых историко-культурных слоев, относящиеся к III–VII и XI–XIII векам.

Все объекты расположены в районе устья реки Черный Иртыш в восточной части озера Зайсан, где в древние времена проходила одна из караванных дорог Великого шелкового пути, связывавших обширные просторы Евразии.

Ученые задумались: что за народ жил на древнем Алтае? На каком языке он говорил? Чем занимался и во что верил? Исходя из полученных данных, ученые выделили три периода: Северные хуну и Юэбань (151–490), Теле (492–546) и Тюркский каганат (551–604).

Был сделан вывод, что археологический объект «Сарыжыра», возможно, является ставкой тюркского кагана из дома Ашина, так как возраст его первого строи­тельного горизонта приходится на 566–646 годы, то есть на время существования Тюркского каганата. По мнению ученых, найденные археологом Зейноллой Самашевым в 2021 году в Тарбагатайском районе ВКО две золотые бляшки (обе датируются 785 годом) с изображением коронованного кагана, сидящего на троне, подтверждают значение данного региона в эпоху Тюркского каганата.

Чтобы правильно оценить эти открытия, обратимся к древней истории тюрков Алтая.

* * *

Как известно, в конце IV–V веке на степных просторах у Алтая появилось новое племенное объе­динение кочевников и по происхождению, и по языку, и по образу жизни и обычаям, которое получило название Восточный Тюркский каганат. В 537 году разразилась война между двумя частями (Западной и Восточной) некогда единого Тюркского каганата. В 551-м предводитель восточных тюрков Бумын из племени ашина был поднят на белой кошме и провозглашен каганом Тюркского эля.

Доктор исторических наук, тюрколог, руководитель Центра народов России и межэтнических отношений, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Вадим Трепавлов отмечает: «Алтай был не просто провинцией сменяющих друг друга кочевых империй. В свое время племена Алтайской горной страны составили ядро первого тюркского каганата. Именно алтайские тюрки вышли из горных долин и степных предгорий в середине VI века и разгромом жужаньского войска положили начало державе рода Ашина. Именно Алтай считался личными заповедными землями и священной прародиной тюркской правящей династии».

В книге Рашид ад-дина ­«Жамиг ат-тауарих» («Собрание историй») написана подлинная история именно этого народа и Шынгыз-хана, который в XIII веке создал Великую империю на всем Евразийском пространстве.

По данным Рашид ад-дина, народы, которых называли и называют тюрками, с древнейших времен обитали на обширных степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кыпшака до реки Ангары. С течением времени они разделились на многочисленные племена, из каждой ветви возникали новые, и каждое получало свое имя. Племена, известные под именем мугулы, являются потомками Кияна и Нукуза, которые примерно две тысячи лет назад вместе с женами спаслись во время войны в Ергене коне. Это событие прои­зошло в VIII веке до н. э.

На «Карте Российской империи и Великой Татарии» Ф. Л. Гюссфельда, которая издана в Нюрнберге в 1786 году, местность Ергене кон находится на левом берегу современной реки Или в Алматинской облас­ти. По нашему мнению, Ергене кон ‒ это ущелье Шарын, так как полностью соответствует приведенным описаниям.

В книге «Жамиг ат-тауарих» указано, что «все племена мугулов происходят из рода тех двух лиц, которые ушли в Ергене кон. Среди тех, кто оттуда вышел, был один почтенный амир по имени Борте шина, глава и вождь некоторых родов. Из его рода вышли супруг Алан Куа Дубун Баян и несколько других племен. Местом их обитания были Унан, Килуран и Тугла. Эти реки берут начало в горах Бурхан Калдун».

По словам Рашид ад-дина, «Всевышний соизволил вывести из мутааххиров (от тех, которые жили в последние эпохи) государство и царство предков Шынгыз-хана, выделить и отличить ветвь древа Дубун Баяна и Алан Куа, к которым восходит род Шынгыз-хана и его родичей, из всех мугулских родовых ветвей.

И хотя нет определенной даты, примерно около четырехсот лет будет [сему роду]. Потому что из содержания разделов их летописи, которая существовала в сокровищнице [ханской], и из сказаний умудренных опытом старцев известно следующее: они были [властителями] в первое время халифата рода Аббаса и эпохи царствования Саманидов вплоть до нашего времени (правление династии Аббасидов началось в 750 году, а царствование Саманидов прервано Хулагу-ханом, который завоевал Багдат в 1258 году – Е. И.).

Племен, происшедших из этого рода за упомянутый промежуток времени, было столько, что перечислить их в отдельности невозможно, и упоминание о них не вмещается в недра записей [этой книги]».

Как видим, родословная Шынгыз-хана восходит к Борте шине («Борте» – имя человека, «шина» указывает на род) из рода ашина мугулской ветви тюрков. А выходцы из рода ашина – Бумын, Мукан, Елтерис, Культегин, Билге каганы – обосновали и правили Восточно-Тюркским каганатом.

Шынгыз-хан родился в 1155 году. Его роду, который начинается с Дубун Баяна и Алан Куа, около 400 лет. Тогда время существования Дубун Баяна и Алан Куа соответствует 755 годам (1 155 – 400 = 755). А Дубун Баян является потомком Борте шины в седьмом колене. Если учесть, что в среднем каждое поколение появляется на свет раз в 27–28 лет, то получается: Борте шина родился в 559 году (755 – 28 x 7 = 559). И на момент прибытия в Бурхан Калдун ему было около 40 лет.

* * *

Как представляется, основная причина переселения возглавляемых Борте шиной родов в Бурхан Калдун связана с окончательным разделением в 603 году единого Тюркского каганата на два самостоятельных каганата: Восточный и Западный. Приведенные Рашид-ад-дином данные однозначно свидетельствуют, что горы Бурхан Калдун и реки Унан, Килуран и Тугла находятся на территории нынешней Восточно-Казахстанской области.

На «Генеральной карте Западной Сибири» (1862) отчетливо видны описанные в «Жамиг ат-тауарих» горы, реки и озера: гора Бурхан (хребет Бурчумскій) и гора Калдун (хребет Холзунъ), а также реки Унан (Бухтарма), Килуран (Черный Иртыш), Тугла (Курчумъ, Корджумъ) и Бурхан (Бурчумъ). С хребтов Бурчумскiй, Холзунъ и Эктахъ (Южный) Алтай берут начало несколько десятков рек, которые затем образуют реки Бухтарма, Курчум и Черный Иртыш.

Об этом также свидетельствуют данные в известных книгах «Зафар нама» Шараф ад-дина Йазди (1425) и «Землеведение» Карла Риттера (1839), а также названия топонимов на карто­графических материалах Ф. И. Страленберга (1730), «Русский Алтай» К. Риттера (1839), карте «Киргизской степи и Туркестанского военного округа» (1866), «Карте южной пограничной полосы Азиатской России» Р. М. Закржевского (1891), карте И. Густава Рената, которую он скопировал в джунгарском плену в 20-х годах XVIII века, «Карте Курчумского и Зайсанского края с показанием кочевьев киргизских родов» (XIX век) и других документальных материалах. Соответствующие пояснения, комментарии и дополнения по этим вопросам даны в книге «Шынгыз хан» (2022).

В XIX веке Россия, намеревавшаяся присоединить к себе территорию Средней Азии, и Китай, который завоевал Джунгарию и Восточный Туркестан, активно соперничали в борьбе за казахские земли. В 1864 году между Россией и Китаем был подписан Чугучакский протокол, который установил линию прохождения русско-китайской границы. К России отошли богатые Алтайский и Курчумский края, изобилующее рыбой озеро Зайсан, прекрасные пастбищные и пахотные земли Тарбагатая, Алатау и Тянь-Шаня.

При съемке этих приграничных районов российские топо­графы исказили названия некоторых топонимов и гидронимов. Так, гора Бурхан превратилась в хребет Бурчумскій, гора Калдун ‒ в хребет Холзунъ. Река Бурхан, которая берет начало от озера Канас, и озеро Бурхан, в которое она впадает, на карте обозначены как река Бурчун и озеро Бурчун. Но на карте Ф. И. Страленберга (1730) озеро Бурчун обозначено как Nurr Burchan. В английском языке слово «Burchan» читается как Бурхан, Бархан и Бурчан.

Река Бухтарма берет начало от озера Бухтарма и от плато Укок, которое является продолжением горы Холзунъ (Калдун), о чем свидетельствуют названия двух озер ‒ Кальджин Коль бас и Кальджин-Коль. Название реки Унан, в низовьях которой родился Шынгыз-хан, в результате замены буквы «н» на «к» превратилось в Укок. Это хорошо видно на «Топографической съемке долины реки верхней Бухтармы» штабс-капитана Вараксина (1868).

По данным Рашид ад-дина, ставки всех царствовавших предков Шынгыз-хана находились в Бурхан Калдуне (вероятно, в долине Царей у реки Бухтарма, то есть в районе Берельских курганов. Это также подтверждается данными археологических раскопок: часть курганов относится к IV–III веку до н. э., а часть – к VII–VIII веку). Они жили в непосредственном соседстве с племенами кереев и найманов, роднились с ними. Родственные отношения устанавливали и с коныратами, ойратами и другими тюркскими народами.

Первая жена Шынгыз-хана ‒ Борте из рода конырат, она мать четырех старших сыновей – Джучи, Шагатая, Угетая и Толе, которые были столпами империи Шынгыз-хана.

Из книги «Жамиг ат-тауарих» известно, что ставка Шынгыз-хана, именуемая Улык журт, находилась в долине Каракурум на правом берегу Иртыша, она известна еще как Орда балык («столица государства»). Угетай-каган, который занял трон после смерти отца, в Каракуруме построил одноименный город и великолепный дворец, а также «Нарын йам», то есть конечный пункт торгового пути из Китая и других велаятов империи в устье нынешней реки Большой Нарын в Катон-Карагайском районе ВКО.

Шынгыз-хан при жизни распределил завоеванные страны и войска между сыновьями и близкими родственниками. Так, все велаяты и улусы, находившиеся в пределах реки Иртыш и Алтайских гор, летние и зимние кочевья тех окрестностей он пожаловал Джучи и издал указ, чтобы Джучи-хан завоевал и включал в свои владения Дешт-и-Кыпшак и находящиеся в тех краях государства. Его журт был в пределах Иртыша, и там была столица государства.

По моему мнению, столица государства Джучи находилась именно в тех местах, где ученые Алматинского филиала Международного института центральноазиатских исследований обнаружили развалины городищ (Акарал, Сарыжыра, Акжар и Бошукту-хан), культурные слои которых относятся к III‒VII и XI‒XIII векам. А преемник Джучи – Бату (его настоя­щее имя Сайын-хан) родился неподалеку, на территории нынешнего Курчумского райо­на ВКО. Об этом свидетельствуют Каменный Столбъ Баты и пик Хан малахай на самой западной вершине нынешней горы Нарын (по Генеральной карте Западной Сибири (1862), а также топосъем­ка урочища Баты Усть-Каменогорского уезда (1875) ‒ опорный пункт Всесоюзного объединения «Скотоимпорт» под названием «Баты» («Батый») у ее подножья, развалины которого находятся в районе паромной переправы через Иртыш в Курчумском райо­не ВКО, и поселок Батинский в урочище Баты (Батый).

На старинных картах торговый путь как раз проходил через устье реки Черный Иртыш у озера Зайсан, это единственный естественный проход в горных массивах Алтай ‒ Тянь-Шань, откуда можно было контролировать ключевые пересечения Великого шелкового пути из Китая в ставку Шынгыз-хана и в Европу. Кроме того, указанные городища находились в одном-двух конных переходах, то есть в самом центре, примерно на равном расстоянии от ставки Шынгыз-хана в долине Каракурум и Угетай-кагана, ставка которого до его избрания каганом (1229 год) располагалась в районе рек Емел и Кобык, берущих начало в горах Тарбагатай области Абай.

Ставки Джучи и Угетай-кагана могли находиться и в древних каменных крепостях на правом берегу Черного Иртыша и в горах Манырак (по Генеральной карте Западной Сибири).

Находки экспедиций во главе с Н. Баймукановым и З. Самашевым являются важным вкладом в историю нашей государственнос­ти. Они подтверждают данные Рашид ад-дина о том, что предки Шынгыз-хана из рода ашина мугулской ветви тюрков прибыли на Южный Алтай в VI веке. А их ставки, а также ставки Шынгыз-хана, Джучи-хана и Угетай-кагана находились в пределах Иртыша и Алтайских гор. Еще в те времена они там строили города, ирригационные сооружения и судоходные каналы, выращивали зерновые культуры.

В 1227 году, когда скончался Джучи-хан, Бату сел на ханский престол. В эпоху Угетай-кагана он назначил его (Бату) с братьями и другими царевичами, согласно прежнему указу Шынгыз-хана, на покорение северных велаятов. Они сообща выступили в поход и завоевали большую часть тех государств. После возвращения царевичей Монке-кагана и Куйик-хана из похода Бату с братьями занялся завоеванием оставшихся частей тех велаятов.

После завоевания европейских стран Бату обосновался в нижнем течении реки Едил (Волга). Умер в 1253 году в городе Сарай в возрасте 48 лет.

В 1269 году решением Таласского курултая, который проводился по инициативе Кайду-хана, внука Угетай-кагана, образовались три самостоятельных от Кубылай-кагана государства: Улус Джучи (Улык улус), Улус Кайду-хана и Улус Шагатая. Поэтому именно 1269-й является эпохальным, знаменательным годом вышеназванных государств.

В начале XIV века в юго-восточной части последних двух улусов появилось государство Моголстан (по М. Х. Дулати «государство дулатов»). А на западе улуса Шагатая в 1370 году возникло государство, основанное Амиром Темиром, который является близким и кровным родственником Шынгыз-хана.

В 1465 году на земле между Шу и Козыбас в западной части Моголстана на историческую арену вышло Казахское ханство, основанное потомками Джучи – султанами Кереем и Жаныбеком. Все последующие казахские ханы вышли из их рода. Поэтому Джучи по праву называют предком всех казахских ханов.

***

В марте 2024 года на Нацио­нальном курултае в Атырау Глава государства заявил, что «Казах­стан является прямым преемником кочевой цивилизации Великой степи. Признанной вершиной государственного строительства на огромных прос­торах Центральной Евразии всегда выступал Улус Джучи, всемирно известный как Золотая Орда. Геополити­ческое наследие этой средневековой державы послужило благодатной поч­вой для возникновения целого ряда ­евразийских государств, включая Казахское ханство. На протяжении шести столетий джучиды играли определяющую роль в судьбе Центральной ­Евразии, стремясь сформировать на ­огромной территории единую цивилизационную общность. Улус Джучи, подобно Римской империи, задал стандарты развития для государств и народов Великой степи на многие столетия вперед, вывел на качественно новый уровень государственное управление».

Касым-Жомарт Токаев также высоко оценил исследования российского историка Вадима Трепавлова, который недавно ушел из жизни, при подготовке отдельного тома об Улусе Джучи и назвал это хорошим примером плодотворного взаимодействия казахстанской и российской исторических школ.

Но, к сожалению, в СМИ авторы подготовленного в настоящее время к изданию отдельного тома Улуса Джучи продолжают говорить о монгольском происхождении Джучи. Вероятно, это связано с отсутствием у этих авторов возможности ознакомиться с подлинником «Жамиг ат-тауарих» на персидском языке, где нет ни одного слово «монгол», неоднократно указывается, что предки Шынгыз-хана, он сам и его сыновья относятся к мугулской ветви тюрков. Повторение искаженной в советский период истории нашей страны в новой академической истории Казахстана недопустимо.

В этой связи считаю необходимым, прежде чем издать указанный многотомник, сначала определить этническую принадлежность Шынгыз-хана и его потомков, их историческую роль в процессе становления казахской нации и государства, создав авторитетную комиссию из отечественных и иностранных специалистов по персидскому языку. Нужна экспертиза текс­та книги «Жамиг ат-тауарих» в подлиннике, а также подготовленных нами с Зарипбаем Оразбаем ее переводов на русский и на государственный языки, чтобы поставить точку в этом вопросе, так как невозможно каждые пять-десять лет писать новую академическую историю Казахстана.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*